Современная социально-экономическая ситуация в мире характеризуется неустойчивостью, неопределенностью долгосрочных экономических программ, непоследовательностью их выполнения. Экономическая и социальная ситуация в стране складывается не в пользу широких слоев населения, большая часть которого находится за чертой бедности. Вдобавок мы переживает период социального кризиса, идет интенсивный процесс реформирования общества. У нас почти нет слоев населения, положение которых было бы стабильным, а общие идеалы и ценности отсутствуют. На сегодня число граждан, занимающихся бродяжничеством, по данным статистики МВД достигает  4 млн. человек. Особенно страшно, что среди этих граждан находится огромное число детей и подростков. Ситуация приближается к критической, она сравнима с ситуацией времен революции и гражданской войны.

В последние годы на улице оказываются дети дошкольного возраста, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые сообщества бомжующих детей и подростков.

Как известно, в результате значительных изменений, произошедших в нашей стране, из которых в данном случае важно отметить, деградацию института семьи. Потрясение устоев семьи и как общественного института, и как «ячейки» во многих аспектах ее существования и функционирования привело к появлению многочисленных фактов по всей стране, когда дети стали чаще покидать семьи сначала временно, а затем все глубже погружаясь в стихию уличной жизни больших городов. Коллапс и бездействие государственных институтов, осуществлявших прежде функции регуляции и контроля в сферах образования, здравоохранения и права, прямо повлияло на распространение этого явления.

Дети и подростки с нарушением социальных норм поведения имеют ряд личностно-психологических особенностей и социально — психологических факторов, которые деструктивно влияют на их личностное развитие и социализацию в целом.

Психологические предикторы бродяжничества подростков //Психологическая  газета

        Психологические особенности детей, склонных к самовольному уходу из семьи

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или его группах, нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям и установкам.

Говоря о предпосылках возникновения девиации как социально-педагогической проблемы, нельзя не отметить важность в этом аспекте самого сложного из всех детских возрастов — подросткового возраста. Характерными особенностями подросткового возраста является эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать свое поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток — это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта погранична между детством и взрослостью. Личность развита еще не настолько, что ее можно считать взрослой, но в тоже время настолько, что может вступать в отношения с окружающими и следовать общественным нормам и правилам. Подросток — это лицо, вступившее в период правовой и личностной ответственности за свое поведение.

Основными причинами, обуславливающими высокую степень вероятности отклонений от социальных норм, являются:

1)            Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2)            Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;

3)            Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к нравственному кризису, потере смысла существования.

Девиации включают в себя различные формы отклоняющегося поведения. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные подростковые поведенческие реакции, такие как: систематические уходы из дома и бродяжничество.

Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. Как показывает практика, около 70 процентов – это дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях.

Прежде всего, важно знать, что подобный феномен в своем наиболее ярком проявлении отмечен и описан психиатрами под названием «дромомания» (от греческих слов дромос — дорога, путь и мания — одержимость, страстное влечение).

Это расстройство развивается в сочетании с другими нарушениями обычно как последствие ушибов головы, сотрясений и заболеваний головного мозга. Дромомания — не самостоятельное психическое заболевание. Обычно она выступает как отражение шизофрении, эпилепсии, истерии и других расстройств.

Однако и у нормальных детей, не страдающих выраженными психическими расстройствами, иногда наблюдается явная ненормальность поведения, например уход из дома.

Иногда основным побудительным мотивом становится так называемый сенсорный голод — потребность в новых и ярких впечатлениях. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далёкие страны (чаще всего — знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе и кинолентах). Подстегивают его и романтические примеры сверстников-бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.

Подобного рода бродяжничеству подвержены инфантильные дети, склонные к неуемному фантазированию и авантюрам. Порой собственные фантазии захватывают их настолько, что дети теряют чувство меры и ответственности, легко переходят границы, отделяющие игру от реальности.

Впрочем, романтический характер побегов инфантильных детей нетипичен. Гораздо чаще они бродяжничают просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от школьных занятий, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия. Возвращенные домой, они нередко предпринимают повторные попытки ухода, влекомые неудержимым соблазном вольной жизни без всяких социальных ограничений.

Болезнь бродяжничества у взрослых. Дромомания или пориомания, вагабондаж —  импульсивный побег из дома

ПРОТЕСТ— ТАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ИСТИННОЙ ДРОМОМАНИИ, КАК ПРАВИЛО, ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕДОСТАТОЧНОГО ВНИМАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ПОТРЕБНОСТЯМ И ИНТЕРЕСАМ РЕБЕНКА. ПО МЕРЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, НАКОПЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, РОМАНТИЧЕСКОЕ И БЕЗАЛАБЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ СМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ ТРЕЗВЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ ПЛАНОМ НА БУДУЩЕЕ.

Но нередко уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

Менее заметно, но более существенно для развития личности ребенка то, что происходит изменение его отношения к воспитательным воздействиям. После того как ребенок преодолевает психологический барьер своей зависимости от родителей, он лишается очень важной потребности в психологической защите. Приобретаемый опыт выживания в среде неформального общения оттесняет на второй план те ценности, развитие которых требует доверия к родителям и стремления завоевать их одобрение.

 

Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей по-разному:

•   у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;

•   у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;

•   у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;

•   у ярких, артистичных, активных детей мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.

У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и гипертимных черт характера (приподнятое настроение, энергичность, стремление к лидерству), первые уходы могут быть выражением свойственного данному возрасту стремления освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из-под их контроля. Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности (эгоцентричность, стремление к похвалам, славе, лидерству) носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких-либо желаний.

Планируемые уходы чаще наблюдаются у детей и подростков с выраженной эмоционально-волевой неустойчивостью и с повышением влечений. Они тесно связаны с особой потребностью в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям. Непосредственными ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, в этом случае могут быть:

— случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии, случившемся неподалеку (пожар, драка и т.д.);

— телевизионная передача или художественный фильм определенного содержания;

— предложение товарища пойти куда-либо, заняться чем-то увлекательным и т.п.

К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственные подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на далекое расстояние с целью побывать в далеком городе, попасть в какую-нибудь экзотическую страну, отыскать спрятанный клад и т.д. Таким побегам обычно предшествует специальная подготовка — приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.

На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) — т.е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.

Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.

Немотивированные уходы встречаются значительно реже. Они возникают без понятных психологических мотивов. В этих случаях возможны разные варианты поведения несовершеннолетних. Более частым из таких «безмотивных» уходов является вариант, обусловленный возникающим время от времени настроением дисфорического характера (негативным эмоциональным состоянием раздражительности или озлобленности) и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Уходы данного типа могут наблюдаться уже в возрасте 7—8 лет.

Другой вариант немотивированных уходов характеризуется импульсивностью. В отличие от предыдущего варианта, стремление к уходу в этом случае непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации, причем ребенок, всегда уходит один. В основе ухода лежит импульсивное неодолимое влечение. Иногда такие уходы возникают и в дошкольном возрасте.

Дети старшего возраста, нередко осознают болезненный характер стремления к уходам, говорят, что на них «внезапно находит» желание куда-то уйти, стесняются этого. По наблюдениям, импульсивное влечение к уходам и бродяжничеству чаще наблюдается у детей хмурых, недовольных, нередко злобных, склонных к сильному и относительно кратковременному нервно-психическому возбуждению, негативным эмоциональным состояниям.

Особое место среди «безмотивных» уходов занимают случаи, когда уходы возникают без всякого внешнего повода и в то же время без выраженного изменения эмоционального состояния и без отчетливого участия неодолимого влечения, на «эмоционально холодном фоне». При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, вступая в случайные, нередко вынужденные контакты, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в метро, электричках, блуждают по лесу, заходят в магазины и другие общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, ночуют в случайных местах — на чердаках, в подвалах, подъездах.   Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые или сотрудники полиции. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания и поэтому они нуждаются в помощи психиатра и семьи.

По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, — мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.

В связи с этим необходимо помнить, что бродяжничество часто связано с пограничными состояниями: слабо выраженными нервно-психическими расстройствами на грани нормы и психического отклонения. В этих случаях первые уходы чаще мотивированы, однако со временем, как правило, приобретают характер привычных действий, возникающих без психологически понятных мотивов. Поэтому в случае наличия информации о регулярном бродяжничестве несовершеннолетнего необходима консультация психиатра.

Болезнь бродяжничества у взрослых. Дромомания или пориомания, вагабондаж —  импульсивный побег из дома

К основным причинам самовольного ухода из дома можно отнести:

  • Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше

Одна из задач развития детского возраста —  исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

  • Переживание «драйва»

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».

Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К   этому   можно   добавить   стремление   переживать   напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

  • Скука

Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно  относиться так же серьезно, как,  например мы относимся к депрессии. Чаще всего скука это следствие какой-либо, из описанных ниже причин:

  • Отсутствие смысла жизни.

— полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жесткого обращения;

— тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);

— чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть – у него всегда слишком много;

— чрезмерной критичности взрослых.

  • Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: уважения, любви, принятии значимых взрослых.

Жизнь «пока»:  все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание, всегда томительно и скучно.

Неразвитость творческих способностей — творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением: когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

  • Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»)

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

  • Протест против родителей

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

  • Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречие в душе.

  • Замкнутый круг

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».

Мы начинаем отвергать новые качества подростка, желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.

Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека.

Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.

Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.

Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.

Но, несправедливое наказание, неадекватное их проступку замыкает круг. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

Синдром бродяжничества у детей | Детский психиатр Тула

Рекомендации для родителей:

Профилактика конфликтов и ухода детей из дома

· Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте — он еще ребенок.

· Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.

· Выбирайте наказание, адекватное проступку.

· Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

· Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.

· Развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

· Научите ребенка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

· Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

· Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и

кабинетов психолога. Объясните ребенку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

 

Действия родителей по предупреждению самовольных уходов детей:

· Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;

· Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;

· Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;

· Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;

· Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

o    что необходимо делать, если возник пожар;

o    безопасность на дороге, в лесу, на воде;

o    общение с незнакомыми людьми;

o    нахождение дома без взрослых и т. п.

· Сделать не смываемые метки на одежде ребенка, содержащие информацию о нем для облегчения поиска в случае пропажи.

Алгоритм действий родителей в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей:

1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:

o   обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, позвонить классному руководителю;

o   обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.

2. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.

3. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении и в школу (классному руководителю).

Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков  (общешкольное родительское собрание)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *