Мальчики и девочки — два разных мира. Психологические особенности.

Женщины с Венеры, а мужчины с Марса

Дж. Грей

Вопрос о различиях в психологии мужчин и женщин очень неоднозначен. Рождаемся ли мы разными или такими нас делает общество?

Хотя физическая разница между полами — в размерах и анатомическом строении — очевидна, вопрос о различиях в психологии мужчин и женщин гораздо более сложен и неоднозначен, и достоверно измерить эти различия не так-то просто. А когда удается обнаружить такие различия, то, как правило, разгораются споры относительно того, являются ли они врожденными, то есть биологическими, или же приобретенными – социокультурными.

Существуют множество теорий объясняющих различия:

1. Гормональная – различия связаны с мужским гормоном тестостероном.

2. Генетическая – способности передаются по наследству, а механизм передачи сцеплен с полом.

3. Особенности строения и организации мозга: у женщин наблюдается более полное взаимодействие между полушариями мозга, а у мужчин более выражена асимметрия полушарий.

4. Гендерная социализация – отличия возникают из-за различий в воспитании.

5. Влияние культуры.

Каждая из гипотез имеет экспериментальные факты, подтверждающие ее или опровергающие но ни одна из них не является общепризнанной. Подобные противоречия всегда вызывают интерес и приковывают внимание ученых, психологов, философов, которые стремятся разобраться в тайнах природы.

Возможно, современные трансгендерные движения — это попытка выяснить опытным путем, что определяет различия социум или природа.

Но если в 60-х — 90-х годах XX века популярной была мода на одежду «унисекс» призванная стереть грани между мужским и женским, признать их равными полами и намерено нивелировать любые половые различия, которые могут передаваться через внешний вид человека.

То вначале XXI – мода на андрогинность:

· в 2014 году социальная сеть Facebook предложила американским пользователям 50 вариантов пола. Теперь о своей половой

самоидентификации могут заявить транссексуалы, трансгендеры, не определившиеся в своем поле, интерсексуалы, би-гендеры и другие.

· 8 ноября 2017 года Верховый суд ФРГ постановил ввести в книги записи актов гражданского состояния (ЗАГС) третий пол.

Андрогинны — люди, не вписывающиеся в чёткое определение того, какими должны быть мужчины, а какими — женщины, потому что их гендерная и половая идентичность непостоянна.

Это уже не просто стиль одежды или поведения, а скорее нарушение половой идентичности, которая не связана чётко с определённым биологическим полом.

Поэтому в наше время так важно уделять внимание вопросу отличий в воспитании мальчиков и девочек, если мы не хотим, чтобы в недалеком будущем в отношении человека употребляемым было только одно определение «оно».

Для этого, прежде всего, следует рассмотреть выявленные отличия в психологии мужчин и женщин.

Психологические особенности мужчин и женщин:

Если рассматривать человека как биологический вид, то следует выделить две основные задачи способствующего его выживанию:

· первая — сохранение и передача по наследству полезных признаков, опыта, способствующего выживанию и совершенствованию;

· вторая – развитие: приобретение и освоение нового, приспособление к меняющимся условиям, расширение среды обитания.

На первую задачу больше ориентирован женский пол: он сохраняет в генетической памяти все ценные приобретения эволюции, передает их потомкам.

Вторая задача — поиск новых путей лучше дается мужчинам. Поскольку они больше склонны к освоению незнакомого пространства, нетрадиционным решениям, рискованным поступкам. Даже природа им в этом подыгрывает, поскольку именно Y хромосома чаще всего подвергается мутациям.

Эти задачи раскрываются в любой деятельности. Там, где требуется поиск, свежего, нестандартного решения — впереди мужчины. А там, где нужно высочайшее исполнительское мастерство, женщины лидируют или, по крайней мере, не уступают мужчинам.

Что же вызывает эти различия? Наиболее популярное и логичное объяснение предлагается в гормональной теории. Как мы знаем, наше тело функционирует, благодаря различным гормонам. Вне зависимости от пола, гормоны определяют правильное функционирование организма человека.

В то же время есть специфические женские (эстроген) и мужские (тестостерон) гормоны, которые должны находиться в определенном природой балансе.

Хотя каждый мальчик развивается по-своему, три основных момента наблюдаются у всех:

· склонность к доминированию и агрессии;

· сильное импульсивное желание рисковать;

· повторяющиеся кратковременные периоды напряжения и расслабления.

Это влияние тестостерона.

Женская программа развития определяется действием женских гормонов -эстрогеном и прогестероном. Крошечный зародыш купается в этих гормонах, создавая тот шаблон, по которому будут формироваться наши дочери. Эта внутренняя основа женских биологических задатков оказывает влияние на черты личности и поведение девочки с самого начала её жизни. У неё принципиально женский мозг, который генетически запрограммирован работать не так, как мужской.

Например, девочки:

· Девочки часто более покладисты, спокойны, легче адаптируются в коллективе, послушнее следуют заданным родителями или учителями сценариям.

· У девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект.

· Как правило, девочки начинают говорить раньше, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста.

· Девочки охотнее проявляют внимание к людям и социальным ситуациям.

Мальчики же:

· Мальчики «раскачиваются» дольше, слушают «вполуха» и на учителя смотрят редко, чаще в сторону, или прямо перед собой.

· У мальчиков лучше развиты – зрительно- пространственные способности.

· Мальчики позже начинают ходить, но активнее ползают и лазают. Это связано с тем, что они от природы склонны завоевывать пространство, изучать его и подчинять своим интересам.

· Мальчики склонны вдумчиво исследовать устройство предметов и проявлять настойчивость в решении стоящей перед ними задачи.

И поэтому их следует учить и воспитывать по-разному? Или же гораздо важнее личностные характеристики ребенка, ведь пол определяет многое, но не все. Сейчас многие родители и педагоги замечают, что не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, и склонны к соперничеству.

Исследования по различию полов, проводившиеся в XIX веке, были использованы для того, чтобы доказать неспособность женщин к иной роли в мире, кроме роли матери и хозяйки дома. Затем маятник качнулся в другую сторону, к убеждению в том, что существенных биологических различий (за исключением репродуктивной функции) между мужчинами и женщинами нет.

Эта группа исследователей доказывала, что развитие тех качеств, которые мы считаем чисто мужскими или чисто женскими, определяется условиями семейного воспитания и культурной социализации. Это давнее расхождение мнений относительно того, что важнее — наследственность или среда, известно как спор о «природе и воспитании».

Где проходит та грань, за которой можно навредить ребенку. Что бы он, не зажимал себя в рамки стереотипов (мальчики не плачут, девочки не дерутся), или сомневался в собственной половой принадлежности.

Может просто не следует требовать от ребенка невозможного. Например, от девочек быть одновременно женственной, нежной и в то же время несгибаемой, и сильной. От мальчиков требовать ответственности и самостоятельности при этом, не доверяя им и излишне опекая.

Литература:

1. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с: ил.

2. В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман «Мальчики и девочки — два разных мира»— М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184

3. Дон Элиум, Джоан Элиум — Воспитание дочери — Вы и ваш ребенок — Питер Пресс 1997. – 384с.

4. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие — СПб.: Питер – 2016. – 413 с ил. 5. http://www.gender.cawater-info.net/what_is/index.htm 6. https://adindex.ru/news/offtop/2014/02/14/106814.phtml 7. https://adindex.ru/news/offtop/2014/02/14/106814.phtml 8. http://a-z-gender.net/gender.html

Глоссарий:

Гендер (от англ. «gender» — род) это смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола Словарь гендерных терминов / Составитель З. В. Шевченко [Электронный pecypc].

Пол — обозначение биологических, анатомических, физиологических различий между женским и мужским организмами, выражающиеся разным участием мужчины и женщины в репродуктивном процессе, отличными гениталиями, набором хромосом. Словарь гендерных терминов / Составитель З. В. Шевченко [Электронный pecypc].

Андрогинность – это демонстрация человеком единовременно женских и мужских особенностей, необязательно эквивалентных один другому. Данное явление выявляет себя как в физическом аспекте, когда в телесном, внешнем виде соединяется женское и мужское, так и в психологическом аспекте, когда проявляется значительный коэффициент феминности и маскулинности. Психология и Психиатрия[Электронный pecypc].

Андрогин — мифическое существо, соединяющие в себе одновременно свойства мужчины и женщины; третий пол.

Рекомендации родителям девочки

· Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей — дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим.

· Следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.

· Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

· Никогда не критикуйте ее внешность. Это может развить в ребенке комплексы на всю жизнь. Если Вам что-то не нравится — нужно сказать можно – в мягкой форме.

· Развивайте в ней самостоятельность. Быть самостоятельной – это прекрасно. Это рождает в человеке достоинство, потому что он понимает, что он сможет справиться с любыми трудностями.

· Научите ее выражать свои чувства. Проявить симпатию, любовь, расположенность, показать человеку свои границы, выразить недовольство поступком другого очень важно.

Рекомендации родителям мальчика

· Поразительно, как успокаивается сын, если проводить с ним время, узнавать его, всерьез относиться к его интересам и проблемам.

· Сыновья жаждут, чтобы взрослые заметили, что они чувствуют, но не знают, как сказать об этом.

· Хотя с виду ему вроде и не всегда хочется выслушивать Ваши комплименты его душевным качествам, глубоко внутри — он готов слушать об этом несчетное число раз.

· Самостоятельно устанавливайте пределы дозволенного. Правила можно обсудить с ребенком, но именно Вы должны определять рамки допустимого.

· Необходимо напоминать о правилах доброжелательно и авторитетно.

· Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не ЗАПРЕЩАТЬ, а РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

· Наказание должно соответствовать проступку.

· Будьте готовы к тому, что мальчик обязательно проверить Ваши ограничения «на прочность».

Рекомендации учителю

· Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

· Знайте, мальчики более ранимы и обидчивы, чем девочки, это просто мы требуем от них скрывать свои эмоции («Ты же мужчина», «Мальчики не плачут!»).

· Девочки во время урока смотрят на учителя, нуждаясь в невербальной поддержке. Мальчики же на учителя — смотрят редко.

· Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А какой у нас следующий урок?), а девочки для установления контакта с взрослым (А Вы к нам еще придете?).

· Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго. Но когда мальчики достигли пика работоспособности, девочки, наоборот, уже начали уставать.

· Девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиняться ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.

· Объясните мальчику ситуацию, чем вы недовольны, очень коротко и очень конкретно. Важно, чтобы он понял это как можно быстрее, только в этом случае его реакция будет адекватной. Поскольку в отличие от девочек у него уже прошел пик эмоциональной активности, он отреагировал на первых минутах разговора и не может долго удерживать эмоциональное напряжение.

· Давая задания мальчикам не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать, следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, не типовых заданий.

· Почерк у девочек обычно более «правильный», красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. Почерк у мальчиков чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *