Мой ребенок аутист? Как распознать первые симптомы аутистического спектра и каков диагноз?
Диагностика расстройств аутистического спектра у детей и взрослых в последние годы улучшилась. Это, в свою очередь, дает этим людям шанс лучше понять себя. Мозг аутиста воспринимает мир по-другому, и стоит уметь следовать его потребностям как можно скорее.
Аутизм — так называемое нарушение развития нервной системы, что означает, что это не болезнь. Это другой путь развития мозга, а это значит, что аутичные люди иначе обрабатывают раздражители и воспринимают мир. Конечно, это может быть связано со многими проблемами в повседневной жизни и дефицитом социальных отношений, но это то, с чем аутисты рождаются, поэтому аутизм нельзя приобрести в течение жизни или перерасти. Его нельзя вылечить ни лекарствами, ни терапией, хотя последняя может оказать большую поддержку.
Вокруг аутизма существует множество мифов и стереотипов, поэтому стоит разобраться, что это за расстройство и как оно диагностируется.
Аутизм, синдром Аспергера, спектр — какова правильная терминология?
С 1 января 2022 года в Европе вступит в силу Международная статистическая классификация болезней и проблем со здоровьем МКБ-11, подготовленная ВОЗ, в которую войдет термин расстройство аутистического спектра , или сокращенно РАС. Этот диагноз заменит ряд других терминов, используемых в настоящее время, в том числе: аутизм, детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера.
Что такое синдром Аспергера
Такие понятия, как атипичный аутизм или синдром Аспергера, выражают уровень развития человека и часто не в полной мере соответствуют реальному многообразию аутичных людей. В частности, от него отходит понятие синдрома Аспергера, который определяется как «легкая форма аутизма» или «высокое функционирование». Одной из главных причин неиспользования этого термина является тот факт, что Ганс Аспергер, изучавший детей в спектре аутизма, проводил свои исследования аморальным образом, сотрудничая с нацистами и способствуя гибели многих своих маленьких пациентов.
Как обращаться к людям с аутизмом
Сторонники аутизма предпочитают использовать термины «человек в (аутистическом) спектре», «аутичный человек» или «аутист/аутист». Иногда также используется более широкий термин — нейроатипичный или ненейротипичный, который используется для описания людей, у которых нет типичной неврологии головного мозга (в том числе людей в спектре, страдающих СДВГ, нарушениями сенсорной интеграции и т. д.). Людей с типичной неврологией головного мозга называют нейротипичными людьми. Однако термина «страдает» или «страдает» аутизмом следует избегать, потому что это не соответствует действительности.
Спектр — что это значит
Фрагментарность современной терминологии связана с тем, что аутизм может проявляться по-разному у разных людей. И хотя это не само заболевание, оно часто сопровождается другими расстройствами и различными степенями инвалидности, влияющими на способность аутичного человека функционировать самостоятельно. Мы можем встретить людей из спектра с трисомией 21 (так называемый синдром Дауна), ДЦП, нарушениями зрения и слуха и другими.
Есть также много людей, которые прекрасно функционируют, несмотря на свою нейроатипичность, которая отличается от типичной неврологии мозга. На самом деле, случай каждого аутичного человека следует рассматривать индивидуально, потому что невозможно создать одно определение, подходящее для всех. Вот почему большинство людей говорят о спектре аутизма, т.е. о шкале, на которой может найти себя каждый аутичный человек. Однако стоит взглянуть на характеристики, которые чаще всего встречаются при диагностике аутизма.
Симптомы аутистического спектра
Установление социальных отношений и общения
На что обращают особое внимание при диагностике аутистического спектра, так это на специфические нарушения в установлении социальных отношений и коммуникации. В социальных контактах у аутичных людей часто возникают проблемы, среди прочего:
- установление и поддержание отношений с другими людьми,
- делиться своими эмоциями и переживаниями,
- чтение языка тела,
- поддержание зрительного контакта
- понимания социального контекста.
Это приводит к ряду трудностей и недоразумений, из-за чего людям с РАС становится сложнее найти свой путь в повседневной жизни. Часто эти проблемы настолько обширны, что установление отношений с аутичным человеком затруднено и сопряжено с рядом проблем, например, для родителей ребенка в спектре аутизма.
Характерные черты спектра аутизма
Кроме того, люди в спектре иногда характеризуются:
- гиперчувствительность или гипочувствительность к сенсорным раздражителям,
- повторяющиеся заявления или движения (так называемые стимы для саморегуляции в случае чрезмерной стимуляции),
- сильная привязанность к рутине и стресс в результате ее нарушения,
- трудности с принятием изменений и новшеств,
- повышенный интерес к конкретным (часто необычным) предметам, темам,
- испытывают так называемые срывы, то есть эмоциональные реакции на перевозбуждение.
Что означает диагноз аутистического спектра
Человек в спектре аутизма в силу того, как работает его мозг, по-другому воспринимает мир, что создает проблемы не только для него самого, но и для его близких. Может потребоваться более или менее помощь от третьих лиц. Особенно, когда аутизм сочетается с другими расстройствами, заболеваниями или умственной отсталостью.
Стоит наблюдать за детьми с точки зрения спектра, потому что чем раньше будет диагностирован аутизм, тем раньше вы сможете предоставить своему ребенку поддержку в развитии, адаптированную к его потребностям, вытекающим из нейроатипичности. Ранняя диагностика может также помочь предотвратить вторичные последствия, такие как умственная отсталость и эмоциональные расстройства.
Часто спектр также сопровождается проблемами обучения, трудностями с пониманием социальных ролей и установлением отношений с другими людьми. Это может существенно исключить человека с аутизмом из социальной жизни и, например, вызвать проблемы с обретением самостоятельности во взрослой жизни. Этого можно избежать, своевременно реагируя и обучая ребенка в этой области. Часто, чтобы помочь детям в правильном развитии, стоит обратиться к психотерапевтам и специалистам спектра.
Первые признаки аутизма у ребенка
Чем раньше дети получат диагноз и помощь, тем лучше могут быть результаты. Детям, у которых диагностирован спектр, потребуется, например, ввести больше рутины или им придется научиться саморегулироваться в случае избытка сенсорных раздражителей. Благодаря этим знаниям родители аутичного ребенка смогут лучше распознавать его потребности и понимать поведение, например, стимминг (саморегуляцию), срывы, избирательность в еде, специфические сенсорные потребности, а не воспринимать их, например, как неповиновение. или непослушание ребенка.
Существует множество диагностических критериев, позволяющих на раннем этапе выявить признаки аутизма у ребенка. Спектр у всех может выглядеть немного по-разному, но есть некоторые ранние признаки у детей, которые могут указывать на это:
- не поддерживать зрительный контакт,
- не отзывается на имя
- фиксация на конкретных объектах,
- расстановка игрушек в один ряд,
- поставив ноги в форме буквы W сидя,
- повторяющиеся действия, такие как вращение, хлопки в ладоши и т. д.,
- эхолалия, то есть повторение слов и фраз,
- придерживаться рутины
- отсутствие интереса к общению со сверстниками.
Ребенок также может начать ползать, ходить или говорить позже своих сверстников. Речь и двигательные навыки также могут быть нарушены.
Диагностика аутизма у взрослых
Однако не у всех диагноз ставится в детстве. Часто родители не замечают признаков аутизма, игнорируют их или расценивают как, например, непослушание. Ребенок учится, насколько это возможно, как найти себя в обществе и как соответствовать ожиданиям других, часто маскируя свои естественные реакции.
Поэтому взрослый человек, не подозревая о своем диагнозе, будет функционировать в обществе, часто весьма эффективно, но не понимая, почему некоторые вещи являются для него таким бременем. Это может привести, например, к депрессии, употреблению психоактивных веществ или другим проблемам.
Однако это не означает, что если кому-то не поставили диагноз в раннем детстве, у него нет шансов, что диагноз будет поставлен позже. С развитием исследований и повышением осведомленности об аутизме взрослые также чаще диагностируются. Диагноз очень часто позволяет им лучше понять себя и часто описывается аутистами как «недостающая часть» их личности. Диагноз приносит облегчение и принятие себя. Знание того, что вы человек в спектре аутизма, позволяет вам принять свои черты взрослого человека и, с новыми знаниями, лучше управлять своими ресурсами. Психотерапия может оказать большую поддержку в этом процессе.
Маскировка — как слиться с толпой
Если диагноз не поставлен в раннем детстве или потребности аутичного ребенка не удовлетворены, велика вероятность того, что такой человек войдет во взрослую жизнь, выработав ряд механизмов, которые позволят ему функционировать в обществе. Наблюдая за поведением нейротипичных людей, аутичные люди учатся маскировать свои черты и ограничивать естественное для них поведение, а также могут вообще исключать такого человека из общества.
Маскировка распространена среди аутистов, потому что помогает им функционировать. Однако это требует огромных умственных и эмоциональных усилий. Маскируя себя, аутичный человек сознательно блокирует естественные рефлексы, которые помогли бы ему в саморегуляции (например, стимминг), и он постоянно осознает свое окружение, чтобы иметь возможность адекватно реагировать на ситуации, поведение и слова окружающих. другие, потому что для них это неестественно.
Социальные ожидания означают, что аутичные люди не могут быть самими собой, потому что, к сожалению, их естественное поведение (например, отсутствие зрительного контакта, стиминг, сенсорная сверхчувствительность) часто неправильно понимается и исключается.
Спектр аутизма: куда обратиться за диагностикой и помощью?
При подозрении на аутизм следует обратиться к педиатру, который направит вас на диагностику, или самостоятельно поискать центры диагностики аутизма. Обычно это фонды, которые работают над повышением осведомленности об аутизме. Взрослые, которые подозревают расстройство аутистического спектра, также могут обратиться за диагнозом.
Диагноз ставится бригадой специалистов, состоящей из психологов, педагогов (в случае детей), врача и логопеда/невролога. Она проводится по различным стандартам, наиболее распространенными из которых являются ADOS-2 (График наблюдения за диагностикой аутизма), именуемый «золотым стандартом» диагностики аутизма, и MAA (Multi-Agency Assessment). Он всегда должен включать следующие виды деятельности:
- развивающее интервью с особым акцентом на стадии раннего детства,
- диагностическое наблюдение предпочтительно в естественной среде,
- оценка врачей,
- передача результатов и/или диагноза.
Получение диагноза – начало пути. Стоит проконсультироваться со специалистами в этой области, чтобы ребенок мог развиваться в соответствии со своими потребностями и предрасположенностями. Взрослые могут воспользоваться психологической помощью, если почувствуют в ней необходимость.
Факты и мифы о спектре аутизма
Наконец, стоит обратиться к нескольким мифам и неправильным представлениям, циркулирующим по всему спектру.
Прививки вызывают аутизм
Наиболее часто повторяемый и далеко не верный миф — это убеждение, что вакцины вызывают аутизм. Это давно ниспровергнутая теория, основанная на неправильно проведенных исследованиях, а врач, который был их автором, был лишен права заниматься практикой.
Может ли диета вылечить аутизм
Существует поверье, что ребенка можно «вылечить» от аутизма с помощью правильного питания. У некоторых людей со спектром есть проблемы с пищевой непереносимостью, и правильно подобранная специалистом диета может улучшить качество их жизни. Однако это относится не ко всем, и уж точно не существует диеты, которая вылечила бы аутизм.
Аутизм — это болезнь
Важно помнить, что аутизм — это не болезнь, поэтому аутизм не лечится, его нельзя вылечить с помощью лекарств, и человек с расстройством аутистического спектра не может стать нейротипичным. Поэтому лучше избегать любых центров, предлагающих такие решения или предлагающих «приспособление» аутичного человека к обществу. Однако такому человеку следует оказывать поддержку в преодолении трудностей, возникающих в результате других сенсорных и эмоциональных потребностей.