Разговор о проведении пенсионной реформы в Украине идет довольно давно. Более того, по действующим украинским законам, эта реформа должна была уже начаться несколько раз. Однако процесс все время тормозился одним печальным обстоятельством. Если опустить всю лирику, то ситуацию точно описал еще в начале прошлого года глава представительства Мирового банка в Украине, Молдове и Беларуси Чимяо Фан. «Сегодняшняя украинская пенсионная система охватывает слишком много людей. Причем для всех этих людей в системе очень мало денег…», – заявил он тогда. Таким образом, быстрых и реальных путей решения сложившейся ситуации всего два: уменьшение числа людей, которых охватывает пенсионная система, и увеличение денег в этой системе.
Всем выйти из «тени»!
Увеличения денег в системе добиться теоретически довольно просто. Для этого нужно всего лишь вывести из «тени» зарплаты примерно половины работающих украинцев, и получить с них единые социальные взносы. Практически все украинские правительства начинали с этого и терпели грандиозное фиаско. Последняя попытка вывести зарплаты из тени случилась полтора года назад. «Примерно 200 млрд грн зарплаты ежегодно выплачивается в теневом секторе. С них не платится никаких взносов. В результате Пенсионный фонд ежегодно не получает от этого 70 млрд грн. На сегодня это – основной ресурс Пенсионного фонда. Оттого, насколько быстро мы сможем вывести зарплаты из «тени», зависит, придется ли нам снова возвращаться к вопросу повышения пенсионного возраста в Украине», – заявил в марте 2015 года тогдашний министр социальной политики (а ныне социальный вице-премьер) Павел Розенко.
Что будет в итоге – было понятно с самого начала. «Тем, кто был в «тени» и получал зарплату в 1218 грн, чтобы соответствовать новым критериям, нужно в 3,6 раза увеличить зарплату. Но если это сделать, то уже невозможно будет показать зарплату ниже. Чтобы уплатить взнос в 700 грн, зарплата должна быть более 4 тыс. Для малого и среднего бизнеса такое предложение обременительно. Поэтому те, у кого есть наемные работники, не воспользуются предложенной схемой по единому социальному взносу, а оформят каждого сотрудника частным предпринимателем», – сообщила тогда глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз.
«Предприниматели и бизнес не верят государству и власти. Повысив зарплату, вы условно признаете, что была оптимизация. Предприниматели боятся попасть в список нарушителей по этому поводу. Психологически это вполне понятно», – прямо заявила управляющий партнер аудиторской фирмы «Аксенов и партнеры» Елена Макеева. Чем все закончилось – известно. Украинские предприниматели подавляющим большинством голосов решили оставить все как есть, и зарплаты своих работников «на свет» не выводить.
Таким образом, желанные «теневые» доходы Пенсионного фонда прошли мимо, и вопрос вернулся к повышению пенсионного возраста в Украине, т. е. к снижению количества людей в пенсионной системе страны.
Желающих много, а денег мало
Конечно, были еще возможности. Можно было, к примеру, снизить размер выплачиваемой пенсии. Или ввести еще один налог для работающих пенсионеров. Или провести жесткую верификацию пенсионных выплат. Или сделать еще что-нибудь. Уменьшать размеры пенсии было очень рискованно. Да и, по большому счету, урезать пенсии особенно некуда. «Структура пенсионного обеспечения непонятная – из 12 млн украинских пенсионеров 8 млн получают 1312 грн (и это с мая 2017 года) и живут за чертой бедности. Мы за несколько месяцев подготовимся к тому, чтобы с 1 октября провести осовременивание пенсий, чтобы 9 млн украинцев получили повышенные пенсии как первые шаги к восстановлению социальной справедливости», – констатировал несколько дней назад премьер Владимир Гройсман. Верификация случилась, но разочаровала результатами. Налог на доходы работающих пенсионеров в 15% пенсии также ощутимо на ситуацию не повлиял.
В результате повышение пенсионного возраста в Украине осталось почти единственной возможностью хотя бы частично скомпенсировать огромный дефицит Пенсионного фонда. На таком шаге настаивали и эксперты Международного валютного фонда. Да и не только они. «Постепенно пенсионный возраст в Украине нужно повышать», – с присущей ему прямотой заявил и Чимяо Фан.
Однако украинские правительственные чиновники слишком часто и громко заявляли, что не допустят и не согласятся на повышение пенсионного возраста в Украине. «Я хочу опровергнуть любые утверждения и намеки на то, что украинская власть согласилась на повышение пенсионного возраста. Пенсионная реформа действительно должна быть проведена и будет принята в этом году. Но повышения пенсионного возраста в Украине не будет», – заявил в феврале нынешнего года тот же Павел Розенко. Таким образом, нужно было сделать так, чтобы повысить пенсионный возраст в Украине… не повышая его. И, судя по принятому правительством 17 мая 2017 года проекту пенсионной реформы, такой способ был найден.
Главные моменты реформы
В чем главные моменты грядущей пенсионной реформы согласно принятому правительством законопроекту? Их несколько. Один из них – больше социальной справедливости и простоты. «Работал или не работал – все равно получаешь минимальную пенсию. У тебя есть стаж, нет стажа, делал ты взносы или не делал – так же. Система вообще непрогнозируемая, никто из нас не может посчитать, у кого какая будет пенсия. Вы сможете? Я тоже не смогу. Она очень сложная: там минимальные надбавки, коэффициенты, суммы индексации. Предложенная правительством реформа оставляет сложные алгоритмы в прошлом, и каждый гражданин сможет сам просчитать, какую пенсию он будет получать в зависимости от стажа, заработка и размера взносов», – заявил премьер Владимир Гройсман.
Ключевой момент в том, что, как уже говорилось, пенсионный возраст в Украине не будет повышен и останется на уровне 60 лет. Ну как бы. «На сегодняшний день вопрос повышения пенсионного возраста в Украине снят, в том числе и со стороны МВФ. В законопроекте о пенсионной реформе нет повышения пенсионного возраста. МВФ согласился как с этим, так и с другими основными положениями этого закона», – заявил после одобрения проекта реформы правительством заместитель министра социальной политики Николай Шамбир.
Однако возраст работника – не единственное условие выхода на пенсию и получения пенсии. Сейчас, по закону, выходить на пенсию имеют право украинцы, достигшие возраста 60 лет и имеющие страховой стаж 15 лет. Оба условия необходимые. Если у достигшего 60 лет украинца нет 15 лет подтвержденного страхового стажа, то даже минимальная пенсия ему по закону назначена быть не может. Если это мужчина, то он продолжает работать до 63 лет, а после этого либо получает минимальную пенсию (если ему уже хватает страхового стажа), либо ему назначают государственную социальную помощь. Если это женщина, то все то же самое, но только она работает на 2 года больше, чем официальный пенсионный возраст для женщин в стране (сейчас пенсионный возраст женщин в Украине увеличивается каждые полгода).
Нюансы страхового стажа
Официально страховой стаж – это срок, за который работодатель уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд Украины. Есть оплата взносов – есть стаж, нет оплаты – нет стажа.
Более того, есть весьма значимые нюансы. Страховой стаж как бы учитывается в месяцах работы, но на самом деле он учитывается в… деньгах. Это означает, что после повышения минимальной зарплаты в Украине с 1 января 2017 года до 3200 грн минимальный ежемесячный страховой пенсионный взнос составляет 704 грн. Если человек внес такой взнос, то подразумевается, что он имеет месяц страхового стажа. Если он внес меньший взнос, то его страховой стаж соответственно меньше месяца. То есть, по сути, на самом деле речь идет не о сроке работы, а о выплаченной в Пенсионный фонд сумме. Когда есть понимание этого факта, становится понятной логика всех остальных действий правительства. Например, таких. «Скажем, 1 января 2021 года у вас не хватает 10 лет страхового стажа. Значит вам необходимо доплатить взносы за 120 месяцев и получить свой страховой стаж. Допустим, с января 2017 минимальная заработная плата выросла до 3,2 тыс. грн. Единый социальный взнос – 22%, что составляет 704 грн в месяц. За 120 месяцев выйдет около 84,48 тыс. грн. Заплати – и выходи на пенсию в 60 лет», – пояснил министр социальной политики Андрей Рева. Более того. По той же логике, все желающие могут не докупить, а просто купить весь необходимый страховой стаж. А потом из этой суммы им и будут выплачивать пенсию. Но пока до этого не дошло. Максимальный срок покупки страхового стажа, согласно проекту, составляет 5 лет.
Для тех, кто не может себе позволить прикуп страхового стажа, согласно пенсионной реформе вводится так называемый «гибкий коридор пенсионного возраста». Что это значит объяснил премьер Владимир Гройсман. «Пенсионный возраст остается 60 лет для людей, имеющих страховой стаж 25 лет. К примеру, мне 39 лет, имею страховой стаж 23 года. Через 2 года я достигну необходимого показателя. Есть люди, у кого не хватает стажа самой работы. И это огромная проблема. Если у них страховой стаж от 15 до 25 лет (но не 25), они смогут идти на пенсию в 63 года, а если у людей стажа меньше 15 лет – то в 65 лет. Но для большинства граждан, это 70% людей, ничего не поменяется – останется 60 лет. Мы считаем, что 25 лет, – это абсолютно оптимальный страховой стаж, который присущ большинству украинских граждан», – сообщил он.
Новая пенсионная система
На самом деле все немного сложнее и запутаннее, чем рассказал премьер. Разделение выходящих на пенсию в нынешнем году на тех, у кого страховой стаж до 15 лет и более 15 лет, уже в следующем году превратится в более сложный механизм. Деление будет уже на тех, у кого стаж до 15 лет (предполагается, что их будет всего 4%), тех, у кого стаж от 15 до 25 лет (их будет еще 26%), и тех, у кого страховой стаж будет более 25 лет. Последних, по подсчетам правительства, действительно окажется примерно 70% от всех, выходящих на пенсию. Таким образом, минимальный страховой стаж в 2018 году будет 15 лет, а максимальный – уже 25 лет.
Минимального стажа хватит для получения минимальной пенсии, максимального – для полной пенсии. Главная фишка в том, что эти три группы будут выходить на пенсию в разном возрасте. Группа с полным стажем – в 60 лет, группа с (условно говоря) средним стажем – в 63 года, и группа с минимальным стажем – в 65 лет. Впрочем, по проекту, такое деление окончательно оформится лишь в 2021 году. Да, все, у кого страховой стаж ниже минимального, как и прежде получают социальные пособия вместо пенсий.
Но на этом пенсионная реформа не заканчивается, а только начинается. Далее каждый год будет происходить постепенное увеличение требований срока страхового стажа для выхода на пенсию. И минимального, и полного. К примеру, в 2021 году полный страховой стаж вырастет с 25 до 28 лет. К 2023 году до 30 лет, а к 2028 году – до 35 лет. Соответственно, минимальный стаж с 15 лет в нынешнем году подрастет до 18 лет в 2021 году, до 20 лет в 2023 году и, наконец, до 25 лет в 2028 году.
Естественно, заметно изменится количество украинцев, попадающих в различные пенсионные группы. К примеру, к 2021 году число людей со страховым стажем от 18 до 28 лет, т. е. попадающим в группу претендующих на минимальную пенсию, составит впечатляющие 25% от общего числа.
Впрочем, авторы реформы надеются, что к 2028 году получат почти идиллическую картину: 55% украинцев имеют страховой стаж более 35 лет и выходят на пенсию в 60 лет, 40% имеют страховой стаж до 35 лет и выходят на пенсию в 63 года, и 5% украинцев имеют страховой стаж менее 25 лет и выходят на пенсию в 65 лет. Таким образом, дискуссия на тему повышает ли правительство пенсионный возраст на самом деле или нет, по сути, бессмысленна. Можно совершенно честно ответить «да» на оба утверждения, кому какое больше понравится. Но формально в правительстве правы – в реформе о повышении пенсионного возраста нет ни единого слова…
В ногу со временем
Еще один важный фактор, который предлагает пенсионная реформа – так называемое осовременивание пенсий. Что это значит? В правительстве не так давно заговорили о дискриминации в Украине по году выхода на пенсию. Суть дискриминации в том, что, к примеру, средняя зарплата, которая использовалась для расчета назначенной пенсии в 2007 году и ранее – почти 1198 грн. Пенсию исходя из такой средней зарплаты в Украине получают более 8,2 млн из 12 млн пенсионеров, т. е. две трети всех пенсионеров. В то же время средняя зарплата для расчета пенсий, к примеру, в 2014 – 2016 годах – более 3764 грн. Разница видна невооруженным глазом. «Вышедшие на пенсию люди с каждым годом становятся только беднее. Это объясняется тем, что пенсии в стране повышаются значительно реже, чем зарплаты», – прокомментировал цифры Владимир Гройсман. Если честно, то всегда приходится удивляться подобным заявлениям, потому что непонятно, кому они адресованы. Глава правительства, который может инициировать повышение пенсий, жалуется населению, которое ничего сделать не может, на то, что в стране не повышают пенсии.
Впрочем, в данном случае как раз повышают. Согласно реформе, вводятся единые правила определения размеров пенсионных выплат. В частности, появляется новая формула начисления пенсий по единым подходам для всех пенсионеров (и «старых», и «новых»), где в качестве средней зарплаты будет фигурировать последний показатель – 3764,4 грн. Исходя из этого показателя всем пенсионерам с 1 октября 2017 года должны пересчитать (т. е. осовременить) пенсии.
«С 1 октября 5 млн 620 тыс. украинских пенсионеров получат повышенную пенсию и достаточно существенную. Если я это не выполню, я готов тогда уйти в отставку, но я знаю, что я это сделаю, мы это сделаем совместно с коалицией и президентом. Мы это внедрим», – сообщил премьер. На осовременивание пенсий в нынешнем году пойдет около 12 млрд грн. Было заявлено, что пенсионеры получат прибавку от 200 до 1 тыс. грн к пенсии. Причем Владимир Гройсман уже сообщил, что в будущем году на эти цели необходимо более 30,5 млрд грн.
Дальше – больше. «Я гарантирую, что мы до конца 2017 года решим вопрос повышения и осовременивания пенсий для военных пенсионеров. Я неоднократно встречался с военными пенсионерами. Они жаловались на существенную разницу в размере пенсий, в зависимости от года выхода на пенсию», – заявил Владимир Гройсман.
И другие небезинтересные нюансы
Примечательно, что на 1 октября перенесли очередное, второе в 2017 году повышение социальных стандартов в Украине на 5%. Раньше оно должно было случиться лишь 1 декабря. Это означает, что минимальная пенсия в таком случае составит уже 1373 грн, а повышение пенсий коснется 9 млн пенсионеров. И еще. Также с 1 октября реформа предполагает отмену налогообложения пенсий для работающих пенсионеров.
Кстати, реформа предусматривает автоматическую ежегодную индексацию (т. е. перерасчет) пенсий для защиты их от инфляции. Правда, такой перерасчет будет происходить с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50% роста среднемесячных зарплат за три года и на 50% индекса потребительских цен.
Еще одно интересное новшество пенсионной реформы призвано… уменьшить количество пенсионеров, не повышая напрямую пенсионный возраст. Речь идет об отмене с 1 января 2018 года особых условий выхода на пенсию. Это в первую очередь касается права на назначение пенсий за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и других категорий – доярок, машинистов, механизаторов. Оно будет аннулировано. Но для людей, работающих во вредных условиях по спискам профессий № 1 и № 2 (шахтеры, металлурги, химики и еще несколько десятков профессий), пока сохранятся и досрочный выход на пенсию, и другие льготы. При этом работодателям придется платить за них повышенные единые социальные взносы, но для самих работников ничего не изменится.
Ожидается, что в Верховную Раду правительственный проект пенсионной реформы поступит уже в июне, и там его принятие не будет большой проблемой. «Это не политика, это математическая реформа. Вряд ли можно быть против повышения пенсий 9 млн пенсионеров, против отмены налогообложения работающим пенсионерам. Это комплексные решения, которые выведут пенсионную систему на новый уровень. Я уверен, что мы найдем количество голосов для принятия инициатив», – заявил по этому поводу Владимир Гройсман. МВФ также не против реформы. Как известно, главными условиями Фонда были: более широкие, чем существующий, диапазоны пенсионного возраста; пенсионные выплаты, поощряющие украинцев к продолжению труда и более позднему выходу на пенсию, и итоговая экономия расходов бюджета в 3% ВВП, в том числе за счет получения пенсии, соотносительных с уплаченными украинцами взносами. Все это в пенсионной реформе полностью учтено. Кстати, последнее условие означает сокращение выплат пенсий примерно на 20 млрд грн.
Михаил Попов