Почему общение важно для ребенка

Общение – важная часть семейной жизни, но которая таит в себе множество ловушек, обогащает межличностные отношения, но может и разрушить их.

Ваше собственное коммуникативное поведение влияет на развитие уверенности вашего ребенка в себе.

Ребенок совершенно беспомощен при рождении. Его собственное выживание зависит от заботы других, обычно родителей. Однако забота означает не только физическую сторону, но и эмоциональную сторону.

Ребенок должен учиться на том, что он слышит, видит и понимает. Благодаря этим переживаниям у них формируется представление о себе и мире. Позже он научается соотносить эти два компонента друг с другом, так как переживает себя как константу.

Влияние на развитие

Природа самосознания в значительной степени зависит от раннего жизненного опыта ребенка. На ребенка влияет и «климат», царящий в семье: открытость или закрытость, юмор, беспокойство, раздражительность и т. д. «Климат», в свою очередь, влияет на коммуникативное поведение в семье.

Важно не только то, как вы говорите напрямую со своим ребенком, но и то, как вы говорите косвенно со своим ребенком или внутри семьи. То, что вы не говорите, то есть то, о чем не говорят, тоже может иметь решающее значение. Ребенок пытается познать мир. Ребенок придумывает что-то о вещах, которых не понимает. Дети могут быть здесь очень творческими, но также и очень быстро перегруженными.

Правдиво общайтесь с ребенком

…иначе возникнут проблемы с устранением несоответствий между тем, что он на самом деле слышит (контент), и тем, что он думает по этому поводу (отношения). Последствия — неуверенность, которая может привести к поведенческим проблемам. Не перегружайте ребенка необходимостью обрабатывать неконгруэнтные, т. е. внутренне бессвязные сообщения.

Например, ребенок видит раздраженный взгляд матери и вопрос: «Тебе грустно?» а мать отвечает: «О, я в порядке» и отворачивается. Однако ребенок видит и чувствует нечто иное, чем содержание сказанного, и теперь пытается «познать мир». Он попытается примирить услышанное заявление и пережитое чувство, и в результате, винит себя за то, что ваша мать расстроилась.

Для психологического развития ребенка полезнее слышать негативный, но связный контент, например: «Да мама злится, что свидание сегодня вечером не получилось».

Расскажите, что раздражает

Даже если вы злитесь на своего ребенка, не думайте, что вы должны защищать своего ребенка от этих негативных чувств. Пока вы не осуждаете своего ребенка в целом, вы можете открыто говорить о гневе или страхе: «Я злюсь на вас, потому что вы разбили вазу (но это может случиться с каждым)».

Полезно избегать неполных, искаженных или чрезмерно обобщенных утверждений.

Содержание и уровень отношений

В теории коммуникации специалисты различают уровень содержания и уровень отношений. Если чувства и потребности игнорируются и этот дефицит не может быть выражен, возникает дисфункциональная, т. е. патологическая, коммуникация.

Беспокойство и страхи становятся обвинениями («Ты не можешь этого сделать!»). Одно слово влечет за собой другое, пока вы не перестанете точно знать, в чем именно заключается проблема и почему вы не понимаете друг друга! Вот почему полезно часто проверять свои утверждения на неполноту («О, позвольте, я точно не знаю…»), искажения и обобщения («Ты всегда…; Ты всегда делаешь… .; Все время…!»).

Не помешает убедиться, как контент был воспринят другим человеком и что другой человек думает по этому поводу. Детям также можно разрешить сказать, что они чего-то не поняли или что они обиделись. Вопросы часто помогают прояснить недоразумения!

Открытая культура общения в семье положительно скажется как на отношениях с ребенком, так и на его развитии!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *