Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ

 Рекомендации педагогам по обучению детей с ОВЗ

         Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

Работа с детьми с ОВЗ

         Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

         Рекомендации по поводу коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.

    В процессе обучения учителю следует:

— использовать четкие указания;

— поэтапно разъяснять задания;

— учить последовательно выполнять задания;

— повторять инструкции к выполнению задания;

— демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);

    В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

— чередовать занятий и физкультурные паузы;

— предоставлять дополнительное время для завершения задания;

— предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

— использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

— использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.

— обеспечивать школьника копией конспекта.С какими трудностями сталкиваются родители при обучении детей с ОВЗ —  Российская газета

В организации учебного процесса необходимо:

— использовать вербальные поощрения;

— свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

— составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

— предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

— разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

— игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

—  разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

—  осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

ОЧЕНЬ ВАЖНО!

1. Принятие ребенка не зависимо от его диагноза.

2. Не делать быстрых выводов. Уметь ждать.

3. Позитивность. Положительное оценивание успехов ребенка. Похвала

потенциальных успехов помогает поверить в себя.

 

Рекомендации педагогу по развития личности ребенка с ОВЗ.

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми .

4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.Для детей с ОВЗ

Приемы:

1.Снятие страха – «Ничего страшного…»

2.Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

3.Авансирование – «У тебя получится…», «Ты сможешь…»

4.Говорите это искренне и уверенно.

5.Усиление мотива – «Нам это нужно для…» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).

6.Педагогическое внушение – «Приступай же…»

7.Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»

(«Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.»)

Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Приемы:

1.Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

2.Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

3.Формируйте веру в успех.

4.Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас).

Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Классическая схема взаимодействия ребёнка с ОВЗ и взрослого при

выполнении задания:

  1. Объяснение ребёнку, что он должен сделать.
  2. Оказание помощи.
  3. Создание ситуации успеха.
  4. Поощрение за выполненное задание.
  5. Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:
  • предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
  • начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;
  • сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;
  • включать в программу обучения развития нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций.

Важно сохранить в семье и в учебе единство и согласованность всех требований к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Разные подходы вызывают эмоциональный стресс у детей. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье должно быть минимальным.

Педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам. При обучении опираться на сохранные органы чувств: так при нарушениях зрения – объяснять все детально ребенку и научить его сопровождать свои действия речью, при нарушениях слуха – опора делается на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы.

                             Положительная мотивация к деятельности.

 Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого.

Открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образов, в поддержке, одобрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получилось – ничего страшного, можно попробовать еще раз».

Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова, обращенного к ребенку: «Именно ты можешь передать образ лисы».

«Ситуация успеха» создает положительный эмоциональный фон в процессе занятий и других видов деятельности, что благотворно сказывается на формировании у детей инициативы, самостоятельности, проявления интереса к деятельности.

 Не  стоит забывать, каждый ребенок « особый», у них разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Это делает невозможным работу по стандартным технологиям, каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше работает, раскрывается в привычной обстановке группы, а кто-то лучше работает один на один, когда никто не мешает сосредоточиться, не отвлекает.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ должны обладать и особыми качествами: колоссальным  терпением, способностью сопереживать и понимать, выдумкой, психологической гибкостью.

Именно  благодаря этому ребенок с ОВЗ  получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в  окружающем мире.

Рекомендации педагогам при работе с аутичным ребенком (РАС)

  1. Логика аффективного развития аутичного ребенка в силу тех патологических условий, в которых оно проходит (изначальная слабость тонуса и сверхчувствительность), отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающих его психический тонус и заглушающих постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и массивные страхи. Поскольку линия механической аутостимуляции выражена сильнее, взрослому необходимо подключаться к ней и постепенно, уже изнутри, наполнять ее новым содержанием эмоционального общения.
  2. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями
  3. Основная психическая нагрузка в воспитании ребенка ложится на его мать. Поэтому нужна регулярная помощь в виде конкретных коррекционных приемов в работе с ребенком, наметить закономерные этапы психологической коррекции и обучения.
  4. Говоря о помощисемье аутичного ребенка в его обучении и воспитании, крайне важно понять, как складываются отношения близких с таким ребенком в таких непростых условиях, какой положительный  и отрицательный опыт они уже приобрели в контактах с ним, как они сами оценивают свой опыт, каким им представляется динамика психического состояния ребенка и дальнейшие перспективы.
  5. Придерживаться ровного эмоционального тона.Діти із РАС та їх батьки — всі вони потребують підтримки… | Національна  Асамблея людей з інвалідністю України
  6. Не загружать речь, не говорить лишние слова, иначе речь для аутиста речь превращается в шум.
  7. Давать четкие, конкретные, последовательные инструкции, поскольку эти дети не понимают контекста, только буквальный смысл сказанного. Инструкция должна быть однозначна.
  8. Использовать карточки, наглядность, тематические изображения, схемы, модели.
  9. Не прикасаться к ребенку без сильной необходимости, выдерживать комфортную для ребенка дистанцию.
  10. Обращаться непосредственно к нему, можно использовать условный знак, который оговорен с ребенком т.к. аутичные дети не понимают фронтальную инструкцию.
  11. Не стараться включать ребенка в совместную деятельность, ему достаточно просто находиться рядом, наблюдать, слушать.
  12. Не настаивать на том, чтобы ребенок брал за руки других детей, для него это может быть невыносимой нагрузкой и привести к эмоциональному взрыву.
  13. Не настаивать на работе с клеем, красками, посещения туалета, столовой, поскольку запахи, тактильные ощущения могут быть слишком неприятными – использовать запасной вариант: рисовать карандашами, использовать маску при посещении туалета, дать возможность читать или решать задачи когда другие дети рисуют и т.п.
  14. Ребенка необходимо информировать заранее о изменениях в расписании.
  15. Необходим адаптированный к возможностям ребенка ритм занятий, смена работы и отдыха.
  16. Необходимо организовать место работы так, чтобы ничто не привлекало внимание ребенка
  17. Важно постоянно помогать ребенку связывать полученные знания в целую картину, встраивать в жизненные сюжеты, проигрывать их.

Рекомендации педагогам при работе со слабовидящим школьником

  1. Учитель должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой — на осязание, третий — на осязание и зрение.
  2. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.
  3. В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.
  4. Учителю  следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 — 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 — 20 минут.
  5. Учителю  следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже.  В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.
  6. На уроках математики необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны — прибор прямого чтения.слепые дети - все новости по этому тегу
  7. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.
  8. Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, т.к. для многих слабовидящих характерен вербализм, который объясняется обедненностью опыта и отсутствием за словом конкретных представлений.
  9. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.

Рекомендации педагогам по созданию оптимальных условий  организации учебного процесса при работе с детьми, имеющими нарушения вследствие церебрального паралича (ДЦП) 

  1. На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима:
  • фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя;
  • применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) или другую учебную деятельность (например, чтение, т.к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки);
  • обязательный перерыв в занятии на физкультминутку.
  1. В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
  2. Для детей с усиленным слюнотечением требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением.
  3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при  затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).
  4. Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
  5. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
  6. Необходима адаптация объёма и характера учебного материала к   познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.Как обучать детей с ДЦП? Бесплатная рассылка внутри! | Центр Речи в  Зеленограде
  7. Для успешного усвоения учебного материала необходима педагогическая коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая должна осуществляться на уроках по любому предмету.
  8. Особое место должны занять уроки ручного труда, рисование, так как, на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы.
  9. Необходимо учить детей проверять качество своей работы, как по ходу её выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
  10. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал следует объяснять на индивидуально-групповых занятиях.
  11. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
  12. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.
  13. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.
  14. Каждому родителю необходимо дать рекомендации по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях их детей.

Рекомендации педагогам, обучающих детей с синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

  1. Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в учебном процессе.
    2. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
  2. Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
  3. В случае затруднений при выполнении классного задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
  4. Задания следует разъяснять персонально или писать на доске,- ни в коем случае не сопровождая ироничным пояснением.
  5. Детям с синдромом гиперактивности нельзя делать резкие замечания, говорить «сядь ровно», «не крутись», «не бегай».
  6. Уроки необходимо строить по четко спланированному распорядку. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Большое задание предлагается выполнить последовательно в виде частей, и педагог должен периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы.Синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы и лечение в статье  рефлексотерапевта Лихачева Л. Н.
  7. Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20- минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса.
  8. Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить физкультпаузы.
    11. Поощряйте ребенка, например, если ребенок  хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут.
    12. Обеспечьте для ученика возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать, работу.
    13. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка, дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.